Архитектурные достопримечательности Москвы: Киевский вокзал

Каждый из нас привык, что достопримечательности, как правило, – это роскошные дворцы или старинные скульптуры, живописные парки или древние храмы. И мало кто задумывается над тем, что достопримечательностью может быть обыкновенный вокзал. Хотя – почему же "обыкновенный"? Ведь сегодня Киевский вокзал в Москве, наряду с храмами, усадьбами и флигелями, отнесён к памятникам архитектуры, охраняемым государством. Более того – он является также памятником инженерного искусства. А ведь тогда, летом 1899 года, когда в Дорогомиловской слободе было возведено первое деревянное здание вокзала, оно сразу стало предметом насмешек москвичей и представителей прессы. И кто бы мог подумать, что этому неказистому унылому сооружению, скорее напоминающему сруб, суждено будет вскоре превратиться в один из самых красивых вокзалов Москвы? Дорогомиловская слобода была известна ещё в XV веке, сюда были переселены "государевы ямщики" - крестьяне, которые состояли на государевой службе и занимались извозом, перевозкой грузов и пассажиров. Но вот в конце XIX века руководством Киевско-Воронежской железной дороги было принято решение проложить до Москвы пути из Брянска. И Дорогомиловская сторона оказалась максимально удобным местом для будущего вокзала: здесь практически не было застроек – лишь огороды да дровяные склады. Решено было строить две станции – пассажирскую и грузовую. Правда, обязательными условиями Дума выдвинула укрепление набережной в этом месте и постройку нового Бородинского моста – просто потому, что старый мог не выдержать увеличившейся нагрузки. Так появился железный мост на месте деревянного – и то самое первое здание вокзала. Уже в 1912 году было принято решение перестроить временное помещение Казанского вокзала (до 1934 года он назывался Брянским) и придать ему более достойный вид. Разработать проект поручили известному инженеру и архитектору И. Рербергу совместно с В. Олтаржевским. По замыслу авторов фасад вокзала развернули к Москва-реке. На тот момент всё остальное пространство до реки было застроено домиками, сараями, конюшнями. Здание было заложено практически перед самой первой мировой войной, однако несмотря на это строительство было продолжено в соответствии с проектом и завершилось уже в 1920 году.
Новый вокзал ничем не напоминал старое неуклюжее сооружение – построенный в неоклассическом стиле, он получился просторным и комфортным. Теперь в его высоких солнечных залах свободно могли разместиться все приезжие и уезжающие. Над железнодорожным перроном по проекту В.Шухова было возведено металлическое перекрытие. Здание вокзала получилось нетипичным для своего периода – в начале XX века был популярным стиль модерн. Однако Киевский вокзал и сегодня привлекает к себе взор: высокая башня с механическими часами, построенная ассиметрично зданию, на фасаде – аллегорические фигуры из бетона, внутри, в залах – частично сохранившиеся уникальные настенные и плафонные росписи. В 1937 году рядом появляется станция метрополитена, которую затем перестраивают. Кстати, если хотите узнать, какая станция метро у Киевского вокзала, не забудьте уточнить, какая линия вам нужна – дело в том, что сегодня их здесь проходит сразу три: Арбатско-Покровская, Филёвская и Кольцевая. Впоследствии Киевский вокзал ещё не раз достраивался и обновлялся: появились дополнительные помещения, был отреставрирован дебаркадер над перроном. Однако в общем сооружение практически не изменилось, и вы по-прежнему сможете увидеть почти то же здание, которое сто лет назад было заложено на этом месте взамен длинного неуклюжего домишки.