Понятие "Сухой порт"

"Сухой порт" (от англ. Dry Port) представляет собой внутренний терминал, удаленный от порта на небольшое расстояние и связанный с ним прямым железнодорожным или автомобильным сообщением.

Он включает в себя такие объекты, как склады временного хранения (СВХ), сооружения вспомогательного назначения (например, для ремонта и обслуживания стандартных контейнеров, а также установки для электрификации рефрижераторных контейнеров), автомобильные и железнодорожные подъездные пути, открытые площадки для хранения контейнеров. Все элементы данной системы объединены общим технологическим процессом и связаны единым электронным документооборотом.

Необходимость внедрения такой концепции созрела давно. В силу особенностей российского импорта наиболее распространенными направлениями являются перевозки из США, Китая, Японии, Кореи, а также других стран Юго-Восточной Азии. В России международные контейнерные перевозки составляют значительную часть грузооборота и с каждым годом их объем продолжает расти. При этом нагрузка на российские порты увеличивается, а их пропускная способность и эффективность работы в целом снижаются.

Основной причиной такой зависимости является то, что помимо стандартных операций с контейнерами, таких как выгрузка/погрузка, сотрудники порта дополнительно вынуждены заниматься их комплектацией, а также обеспечивать временное хранение контейнеров на терминале. Кроме того негативное влияние оказывает и тот факт, что большое количество процедур, связанных с таможенным оформлением грузов, до сих пор продолжает осуществляться на территории портов. Технология "Сухой порт" разработана именно для того, чтобы все побочные для портов операции объединить на своей территории и тем самым оптимизировать  работу по перевалке грузов.

В настоящий момент  Федеральной таможенной службой России предпринимаются конкретные шаги по реализации данной программы, а именно принятие процедуры по выполнению таможенных операций применительно к товарам, приходящим на территорию Российской Федерации контейнерами с перевалкой через российские порты и их дальнейшим размещением на складах временного хранения. С учетом прогноза министерства транспорта России на 2012 год (планируется увеличение грузооборота контейнеров более чем в три раза по сравнению с 2010 годом), меры, направленные на стимулирование данной программы, выглядят очень своевременными.