Страхование грузов в кризис - необходимость или роскошь?

Объектами страхования в процессе перевозки могут выступать сами транспортные средства, фрахт (доходы перевозчика), гражданская ответственность перевозчика за ущерб перед третьими лицами и непосредственно сам груз. Именно такой вопрос как страхование грузов интересен нам, клиентам транспортных компаний. Одни считают оформление страховки полезным инструментом защиты от рисков, другие — формальностью или ненужной тратой денег. Кто же в данной ситуации прав? Здесь все зависит от ситуации. Международные правила Incoterms, применяемые в международной торговле, не обязывают всех участников такой торговли страховать свои грузы. Исключение составляют контракты, заключенные на условиях CIF (стоимость, страхование и фрахт) и CIP (перевозка и страхование оплачены до…), когда продавец обязан за свой счет застраховать товар, а затем передать страховой полис покупателю. При этом страховая сумма не может быть ниже стоимости контракта (цена товара + фрахт) плюс 10%. Во всех иных случаях, страховой полис не является обязательным. Поэтому, с учетом тяжелой экономической ситуации многие экономят на страховке. Тем не менее, наиболее разумным является анализ всех возможных рисков в процессе транспортировки, проведение комплекса мероприятий по минимизации таких рисков, организация оптимального варианта страховой защиты. Ведь частичная и полная потеря груза может привести к куда более серьезным затратам, нежели приобретение страховки. Также немудро экономить при выборе страховщика и обращаться к компаниям, тарифы на страхование грузов у которых значительно ниже рыночных. Идеальный вариант — когда одна компания является одновременно и страховщиком, и перевозчиком. Одним из таких является компания DHL, которая работает уже более 40 лет на рынке. Чтобы как-то сэкономить, лучше использовать такой инструмент как франшиза (часть ущерба, не покрываемая страховщиком). Чем больше размер франшизы, тем ниже стоимость страховки. Кроме того, можно корректировать перечень рисков, от которых нужна страховая защита. Чем этот перечень короче, тем меньше и стоимость. Конечно, чаще все к услугам страховщиков обращаются, если нужно транспортировать дорогостоящий груз, например промышленное оборудование. Существует мнение, что более дешевые грузы, в частности, товары широкого потребления, страховать экономически не целесообразно. Но это далеко не всегда так. Во-первых, как показывает практика, зачастую именно недорогие компактные товары подвержены риску, например кражи. Во-вторых, серьезные международные игроки, например та же DHL, определяют стоимость страхования в зависимости от цены груза, а не его веса или места, которое он занимает в транспортном средстве. Таким образом, чем дешевле товар, тем дешевле и полис. Итак, при грамотном подходе возможно добиться оптимальной защиты грузов от рисков, не выходя при этом за рамки приемлемого уровня расходов.