Украинское правительство решило покончить с плохими дорогами

Ситуация на дорогах страны уже похожа на анекдотичную. По заявлению "Укравтодора", по состоянию на начало 2015 года более половины дорожного полотна находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта. Каждый год на это выделяются огромные средства, которые успешно осваиваются на заделывание появившихся после весны выбоин. Проблему это не решает, а лишь немного скрывает её симптомы. На фоне огромной девальвации национальной валюты в 2015 году строительство асфальтных дорог будет обходиться Украине в  несколько раз дороже т. к. большинство расходных материалов завозятся из-за рубежа. "У нас не будет качественных дорог до тех пор, пока не будет решена проблема перегруженности автотранспорта", -  комментирует ситуацию глава министерства инфраструктуры Андрей Пивоварский. Неудивительно, ведь проблема перегруженности автотранспорта стала особенно острой вместе с увеличением объёмов украинского экспорта зерновых. Пользуясь неурегулированностью отрасли и отсутствием жёсткого контроля, автоперевозчики начали существенно превышать нормы нагрузки на ось. Нагружая грузовики на 50-60% больше допустимых нормами значений, автоперевозчики стали предлагать зернотрейдерам более дешёвую услугу. Дешевизна автомобильных перевозок и вынужденное решение "Укрзализныци" повысить цены на ж/д перевозки в Украине заставили зернотрейдеров перенести ощутимую долю грузопотоков с железнодорожного транспорта на автомобильный. Автоперевозчики, в свою очередь, сделали всё чтобы этот грузопоток обслужить. Все в плюсе... только через пару лет таких пренебрежений нормативами по нагрузке дорожное полотно в околопортовых областях придёт в полную негодность.

Как будут пресекать

Попытки поправить ситуацию начались еще в 2013, когда "Укравтодор" пытался начать устанавливать автоматические пункты весового контроля на основных транспортных магистралях страны. Идея была хорошая, но реализация как всегда подкачала. Снова на дорогостоящее оборудование не нашлось денег. В итоге было принято решение о закупке нескольких мобильных пунктов контроля веса грузовиков, проверку на которых можно было запросто пройти за определённую "благодарность". В начале 2015 года министерство снова обратило внимание на масштаб проблемы и вернулось к концепции автоматизированного взвешивания, в котором контроль веса и взыскание штрафов в случае нарушения проходили бы в автоматическом режиме без участия человеческого фактора. Сообщается, что подобная инициатива позволит вернуть на рельсовый и речной транспорт порядка 2-3 млн тонн грузов, уменьшить общий урон от перегруженных фур, а также получить дополнительные средства на восстановление дорог в виде штрафов за превышение нагрузки на ось. Ужесточение весового контроля само по себе не станет панацеей, которая способна вернуть "Укрзализныце" потерянные 8% рынка перевозок зерна. Для решения проблемы нужна еще одна составляющая - зерновозы, парк которых изношен по разным оценкам на 85-90%. В данный момент УЗ предпринимает усиленные попытки провести глобальный капитальный ремонт подвижного состава зерновозов, что способно отодвинуть проблему на некоторое время. Но с учётом ежегодно растущих объёмов экспорта, к 2020 году потребность в зерновозах удвоится и это нужно принимать во внимание.